Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман 4 апреля выступил в Верх-Исетском районном суде города в качестве свидетеля защиты на процессе по резонансному уголовному делу в отношении видеоблогера Руслана Соколовского Уголовное дело на Соколовского завели в начале сентября 2016 года
 
 
 
Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман 4 апреля выступил в Верх-Исетском районном суде города в качестве свидетеля защиты на процессе по резонансному уголовному делу в отношении видеоблогера Руслана Соколовского
Официальный портал Екатеринбурга
 
 
 
Уголовное дело на Соколовского завели в начале сентября 2016 года
znak.com

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман 4 апреля выступил в Верх-Исетском районном суде города в качестве свидетеля защиты на процессе по резонансному уголовному делу в отношении видеоблогера Руслана Соколовского, которого обвинили в экстремизме и оскорблении чувств верующих после игры в Pokemon Go в местном храме.

"Невозможно оскорбить Бога", - заявил градоначальник на судебном заседании. По его мнению, Соколовский не понимал, что делал, и не разжигал никакой розни, передает "Интерфакс".

Ройзман рассказал, что посмотрел ролики Соколовского, которые тому ставят в вину, с улыбкой и считает, что блогеру присущ юношеский нигилизм. При этом он отметил, что Соколовский в роликах проговаривал то, что озвучивалось и раньше.

"Лев Толстой позволял себе совсем не такие вещи, как Соколовский. Он просто оспаривал догмат, очень серьезно шел против церкви, но в этом случае светская власть и Николай II, в частности, - никто не вмешивался в ситуацию, церковь решала сама свои проблемы", - указал Ройзман.

После своего выступления в суде глава города заявил журналистам, что, по его прогнозу, "здравый смысл и разум восторжествуют" в этой истории. "Я не понимаю, как можно оскорбить чувства верующих. Где Бог и где Соколовский?" - задал Ройзман риторический вопрос.

На "юного идиота" могли донести по договоренности с силовиками

Накануне градоначальник рассказал журналистам Znak.com, что он согласился на предложение защиты Соколовского выступить свидетелем в суде, так как ему "есть что сказать по этому поводу".

"Я видел, как это дело развивалось, - сказал Ройзман. - Не было никаких заявлений оскорбленных верующих. Это был реальный донос. Может быть, донос был по согласованию с силовиками, так тоже делают. Но оскорбления не было, верующие своих заявлений не посылали".

Упомянутые ролики Ройзману показались "идиотскими, не более того", а самого Соколовского, по словам мэра, он "считает юным идиотом, пусть в некоторых вещах и проявляющим профессионализм". По мнению Ройзмана, Соколовского "надо отпускать", дело против него - "сглаживать" и заканчивать эту историю, "плохую для города".

В первый день судебного процесса, стартовавшего 13 марта, Соколовский во время перерыва в беседе с журналистами в коридоре суда признал, что его ролики на YouTube могли оскорбить кого-то из верующих, и выразил готовность перед ними извиниться.

Вместе с тем он заявил, что считает неправомерной квалификацию его действий в храме во время съемки ролика о ловле покемонов по ч. 2 ст. 148 ("Оскорбление чувств верующих непосредственно в религиозном месте") УК РФ. Соколовский выразил готовность "лопатой помахать на благо города", тем самым намекая на наказание в виде обязательных работ.

Дело Соколовского

Уголовное дело на Соколовского завели в начале сентября 2016 года. Поводом стали съемка и выкладывание в Сети 11 августа видеоролика о том, как Соколовский играл в игру Pokemon Go в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. Ролик вызвал возмущение православных деятелей и заинтересовал правоохранительные органы.

По данным следствия, с мая 2013 года по сентябрь 2016 года блогер разместил девять видеофайлов на YouTube, которые содержат признаки возбуждения ненависти либо вражды, а некоторые из них оскорбляют чувства верующих.

3 сентября 2016 года с санкции районного суда Екатеринбурга блогера заключили под стражу, однако Свердловский облсуд это решение отменил, отправив молодого человека под домашний арест. 28 октября Соколовскому вновь изменили меру на содержание под стражей, потому что он нарушил условия домашнего ареста - к нему приходили посетители. 13 февраля этого года облсуд вновь отправил Соколовского под домашний арест, где он находится до сих пор.

Между тем в конце января стало известно, что против Соколовского завели еще одно дело из-за обнаруженной во время обыска у него дома авторучки с видеокамерой. В итоге в окончательной редакции обвинение Соколовскому предъявили по ст. 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), по семи эпизодам по ст. 148 УК РФ ("Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий") и одному эпизоду по ст. 138.1 ("Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации") УК РФ.

Соколовский со своей стороны подал в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу на свой арест. Он считает содержание под стражей явно неадекватной мерой по отношению к совершенным им действиям, а свое уголовное преследование и арест - нарушением права на свободу и на выражение своего мнения.

Правозащитный центр "Мемориал" в декабре назвал Соколовского политзаключенным и потребовал его немедленного освобождения. По мнению правозащитников, действия блогера не попадают под ст. 282 УК РФ, поскольку "опубликованные им ролики содержат сквернословие в адрес христиан и мусульман, однако в них нет никаких опасных призывов".